После потери родственника вашей семье предстоит не только организовать похороны, но и оформить соответствующие документы по делу. Свидетельство о регистрации смерти используется для процедуры похорон, вступления в права наследования, перечисления государственных или социальных пособий и пенсий. Оформить документ можно через МФЦ: в перечень услуг центра входит выдача свидетельств о смерти.

Основания для регистрации смерти
Основным государственным органом, осуществляющим выдачу посмертных свидетельств, является ЗАГС по месту жительства умершего. Удобство оформления и отсутствие очередей для граждан, обращающихся за данной услугой, доступны в МФЦ через отделение «Мои документы». Для доказывания факта смерти потребуется перечисление одного из следующих видов оснований:
- справка из государственного или частного медицинского учреждения (поликлиника, больница); медицинские организации выдают его в соответствии с Федеральным законом № 50 от 2010 года;
- судебное решение, подтверждающее смерть гражданина (правомерную или насильственную);
- справка из специальных государственных органов, подтверждающая смерть в результате политических репрессий, государственного задания и т.п.
Документальные основания позволяют по закону признать человека умершим.
Кто может получить свидетельство о смерти
Акт регистрации смерти имеют право получить родственники умершего или опекуны. Почти все документы на похороны оформляются близкими родственниками, которые получают наследство. В ряде исключений свидетельство о смерти может быть выдано не родственниками, а органом, в котором работал гражданин. Например, если требуется вынести приговор о гибели политических послов, корреспондентов горячих точек, военнослужащих и т д.
Посторонний человек умершего имеет право на получение акта, если родственник заявителя также умер, не дожидаясь регистрации. Наследники по завещательному распоряжению, не являющиеся родственниками, могут взять на себя исполнение акта.
Зарегистрироваться в МФЦ могут следующие категории граждан:
- супруга умершего;
- родственники или законный представитель/опекун;
- лицо, присутствовавшее в момент смерти гражданина либо располагающее сведениями о наступлении смерти;
- уполномоченный представитель или доверенное лицо указанных граждан, если они не могут самостоятельно оформить свидетельство о смерти. На практике этот человек является ритуальным агентом.
За получением свидетельства о смерти может обратиться лицо любого гражданства, если умерший является гражданином Российской Федерации. Если заявителем является юридическое лицо или государственный орган (например, отделы полиции, органы социального обслуживания, медицинские учреждения, воинские части и их подразделения, следственные органы и т д.), то МФЦ не рассматривает их заявки в вашей базе.
Как получить свидетельство о смерти в МФЦ: пошаговая инструкция
Согласно ФЗ №143 заявление подается в течение 3 дней со дня смерти. Документ, удостоверяющий личность умершего, передается в ЗАГС по месту жительства умершего, после чего паспорт перенаправляется в местное подразделение МВД по контролю и надзору за миграцией. Вы можете избежать этих процедур, немедленно обратившись в МФЦ. Для получения свидетельства о смерти необходимо выполнить следующие шаги:
- Запишитесь в отделении МФЦ по месту жительства умершего на прием, посетив отделение лично или позвонив по номеру горячей линии на официальном сайте.
- Получите билет на посещение заранее (например, билет в электронной очереди) или по прибытии в терминал отделения и приступайте к подготовке необходимых справок и документов.
- Посетить отделение многофункционального центра в назначенное время.
- Заполните формы заявления о регистрации смерти и получите свидетельство.
- Отправьте форму заявки и пакет документации сотруднику центра.
- Сотрудник проверяет правильность оформленных документов и их наличие в полном объеме. Впоследствии заявителю выдается расписка, в которой отмечается примерная дата исполнения.
- Приехать в оговоренное время и получить готовое свидетельство и справку по форме №33, в которой указан государственный регистрационный номер.
В многофункциональном центре помимо справок выдают еще и свидетельство о смерти. Это необходимо для тех, кто получает пособие на погребение.
Какие документы нужны в МФЦ
Пакет документов о смерти предоставляется в МФЦ по месту жительства в течение 3 дней с момента смерти. Также можно подать документы не по месту прописки, а в городе, где было найдено тело или находится медицинское учреждение, выдавшее заключение. Для регистрации необходимы следующие документы:
- паспорт заявителя;
- заявление о регистрации, заполненное по установленной форме № 21;
- причины, подтверждение факта смерти для вашего учета (медицинское заключение, определение суда, справка и т.п.);
- паспорт умершего (при наличии).
Паспорта после смерти граждан передаются в подразделения МВД, возврату и использованию не подлежат. Для регистрации можно принести оригиналы, все необходимые ксерокопии сделает сотрудник МФЦ бесплатно. При отсутствии подтверждающего документа суда или медицинской организации используются документы, подтверждающие родственные связи, и регистрационные документы родственников, законных представителей и супругов.
Срок предоставления услуги в МФЦ
Срок оказания услуг по регистрации и выдачи свидетельств о смерти в многофункциональном центре составляет не более 2-х рабочих дней. Кроме того, на отправку пакета документов из офиса МФЦ в ЗАГС может уйти 1 день.
Стоимость услуги в МФЦ
Плата за оказание услуги государственной регистрации смерти в многофункциональном центре не взимается, услуга предоставляется гражданам бесплатно.
Восстановление свидетельства о смерти через МФЦ
Для восстановления свидетельств о смерти записываются на прием в отделение МФЦ и предоставляют документы, аналогичные имеющимся в реестре. Сотрудник базы данных центра восстановит документ и сделает ксерокопию или дубликат. Заявитель получит заверенную справку из ЗАГСа.
В каких случаях может быть отказ
Сотрудник МФЦ может отказать в приеме гражданина по следующим причинам:
- неполный сбор документов;
- анкета заполнена ошибками (исправляются на месте);
- документы содержат неверную информацию.
В ряде случаев сотрудник центра отказывает в выдаче акта справки при полном отсутствии документов у заявителя, если нет оснований для выдачи, или если заявление подает лицо, не являющееся родственником заявителя покойный. Могут отказать не только в выдаче оригинала свидетельства о смерти, но и при запросе дубликата:
- если дубликат запрашивает лицо, не относящееся к категории заявителей;
- не даны полномочия на принуждение работника к выдаче дубликата;
- предоставленный пакет документации не соответствует требованиям, собран не в полном объеме, содержит недостоверную информацию.
Полученный отказ гражданин вправе обжаловать в судебном порядке.
Как получить копию свидетельства о смерти
Получить копию граждане могут в отделении МФЦ, ЗАГСе или через нотариальную контору. Необходимо лично посетить отделения и предоставить:
- паспорт;
- документ, подтверждающий родство с умершим.
Эти учреждения, если им дадут основание для выдачи свидетельства о смерти, сделают ксерокопию хранящегося у них оригинала, заверят печатью и вручат заявителю.
Заключение
При оформлении похоронных документов большинство граждан интересует, можно ли получить свидетельство о смерти в МФЦ. Отдел безвозмездно окажет услуги по оформлению документов и выдаст заявителю справку и справку.