Многофункциональные центры предоставляют множество государственных услуг, облегчающих жизнь населения страны, в том числе помощь в оформлении заявки на приватизацию квартиры. В этой статье объясняются шаги, необходимые для подачи такого запроса, и следующие шаги в случае успешного или неудачного обслуживания. В разных регионах требования уполномоченных организаций могут незначительно отличаться, поэтому спорные вопросы следует уточнять у представителей центра.
Приватизация квартиры и кто имеет право оформить
Процесс переоформления из государственной/муниципальной собственности в личную квартирную собственность называется приватизацией. В результате этой процедуры квартира становится собственностью всех, кто прописан и проживает в ней.
Закон № 1541-1 от 07.04.1991 позволяет нанимателям с российским гражданством бесплатно приватизировать жилье, и большинство из них уже воспользовались этим правом. По оценкам экспертов, от 75 до 85 процентов недвижимости, теоретически подлежащей приватизации, уже приватизировано, и количество приватизированных домов продолжает расти. Срок несколько раз переносился, а в 2017 году по инициативе президента России Владимира Путина Госдума приняла закон о продлении приватизации на неопределенный срок.
Наниматель может осуществить гарантированное законом право на передачу квартиры в личную собственность только один раз, однако есть исключение: с участием несовершеннолетнего гражданина, по инициативе его родителей или законных представителей, после достижения им дееспособности и совершеннолетия, вы можете повторно войти в программу самостоятельно.
Не любое жилье может быть оформлено в собственность, а только собственность государства или муниципалитета, в которой гражданин зарегистрирован официально. Также нельзя передавать в частную собственность квартиры в домах, признанных ветхими и аварийными, квартиры в военных городках, жилую площадь в общежитиях, недвижимость, являющуюся ведомственной или служебной.
Способы приватизации квартиры
Подать необходимые документы для приватизации квартиры можно несколькими способами:
- Лично явиться в администрацию города.
- Воспользоваться сайтом Администрации, если сайт предоставляет такую услугу. Вам необходимо уточнить его наличие непосредственно на интернет-ресурсе соответствующего города.
- Обратитесь в любой из ближайших МФЦ и воспользуйтесь помощью их сотрудников для составления и подачи заявления на приватизацию.
К сожалению, сервис Госуслуги, упрощающий взаимодействие с государственными службами и ведомствами, не позволяет подать заявление онлайн, поэтому универсального способа подачи заявления онлайн на всей территории РФ не существует. Однако в некоторых городах это можно сделать через сайт городской администрации. Например, подача заявки таким способом доступна в Москве и Санкт-Петербурге. В городах и территориальных образованиях, где такая возможность отсутствует, можно обращаться в службы МФЦ по следующему алгоритму:
- Необходимо выбрать один из ближайших МФЦ, воспользовавшись каталогом филиалов на нашем сайте или поисковыми системами. Перед личным визитом в МФЦ рекомендуем уточнить по телефону, действительно ли данная услуга оказывается в данном отделении МФЦ. Если оператор подтвердит, что услуга доступна, можно переходить к следующему шагу: подготовить документы.
- Список документов, необходимых для оформления заявки в каждом регионе, также желательно уточнять заранее на соответствующих сайтах и у операторов МФЦ по телефону, чтобы не приходилось посещать центр несколько раз. Лица старше 14 лет, которые прописаны в квартире и имеют право оформить ее как свою собственность, должны лично явиться в МФЦ. В том числе и желающих заявить о своем неприятии приватизации. При себе необходимо иметь паспорт, а для детей до 14 лет потребуется свидетельство о рождении. Если МФЦ посещает законный представитель гражданина, то он должен иметь нотариально заверенную доверенность.
- В отделении МФЦ следует обратиться к одному из служащих и попросить помощи в заполнении заявления. После подачи запроса на утверждение или отклонение клерк МФЦ выдает квитанцию о получении.
- В установленный законодательством срок или после получения уведомления необходимо повторно обратиться в центр для получения договора о передаче жилья собственнику.
На следующем этапе необходимо зарегистрировать недвижимость в Росреестре. Большинство МФЦ предоставляют эту услугу.
Какие требуются документы для приватизации квартиры через МФЦ
Перечень необходимых документов утверждается федеральным и региональным законодательством. Он будет приведен далее в этой статье, однако рекомендуется уточнять детали у региональных операторов МФЦ по телефону, так как могут быть отличия в требованиях в разных регионах страны из-за того, что разные организации за них отвечают для них.
Важно помнить, что несовершеннолетние и недееспособные граждане, которые прописаны в квартире, также могут быть приватизированы. Однако любой житель страны может отказаться от этого права, оставив письменную запись о своем отказе.
Для приватизации недвижимости необходимо предоставить: (в разных регионах России список может отличаться)
- Жилищный ордер или договор на право пользования (социальный наем)
- Паспорта всех граждан, зарегистрированных в квартире. Все дети до этого возраста должны предъявить свидетельство о рождении.
- Заявление гражданина о переоформлении права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Заполнить его помогут специалисты многофункционального центра. Если заявление подается онлайн, его можно заполнить самостоятельно в электронном формате, используя образцы, находящиеся в свободном доступе.
- Свидетельство о регистрации
- Если гражданин сменил место жительства с 1991 года, он должен уточнить по телефону, нужна ли ему временная или постоянная справка о регистрации по этим адресам или документ, свидетельствующий о том, что гражданин еще не воспользовался своим правом на приватизацию.
- В особых случаях (отсутствие сведений о жилом помещении в Росреестре или если жилое помещение подверглось самовольным изменениям конфигурации/перепланировки) также может потребоваться кадастровый или технический паспорт на жилое помещение.
В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы. Важно заранее проконсультироваться со специалистами МФЦ об актуальности пакета документов, который составляется, так как он может частично отличаться в зависимости от конкретной ситуации.
Как быстро происходит приватизация квартиры
По закону срок оказания услуг составляет до 60 дней. Соответственно, гражданам должен быть предоставлен документ, оформленный в виде договора и передачи жилого помещения в их владение, либо мотивированного отказа. В некоторых случаях процедура приостанавливается, но ее приостановление не может превышать 30 дней. В большинстве случаев это происходит, если были предоставлены не все документы.
Сколько стоит процедура приватизации квартиры
Сама процедура бесплатная, она гарантируется вышеупомянутым законом. Однако возможны незначительные сопутствующие расходы, связанные с подготовкой документов и, в дальнейшем, уплатой госпошлины.
Что делать после получения договора о приватизации?
После получения и подписания договора следующий этап – регистрация собственности в Росреестре. Как правило, данная услуга предоставляется и в МФЦ, поэтому о порядке и необходимых документах следует заранее проконсультироваться у сотрудников МФЦ. Также придется оплатить государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Могут ли отказать в приватизации квартиры
Решение об отказе может быть принято, если не собраны все требуемые документы, если гражданин уже однажды воспользовался своим правом на приватизацию, а также по иным основаниям, например, если жилое помещение входит в состав жилищного фонда, не являющегося в рамках программы приватизации. Вид жилплощади, которая не может быть оформлена в собственность, описан в начале этой статьи.
Можно ли обжаловать отказ в приватизации квартиры
Незаконный отказ может быть обжалован в суде. Для определения неправомерности отказа и, в дальнейшем, подачи иска рекомендуется воспользоваться услугами квалифицированного адвоката, специализирующегося в данной области права.