Свидетельство о рождении служит доказательством личности ребенка, пока ему не исполнится 14 лет. Раньше этот документ можно было получить только в ЗАГСе, теперь же у граждан России появилась возможность сделать это с помощью многофункционального центра (МФЦ).
Как получить свидетельство о рождении ребенка в МФЦ
Предварительно необходимо узнать местонахождение ближайшего отделения МФЦ, воспользовавшись официальным сайтом учреждения. Родители имеют возможность обратиться в любое отделение МФЦ. Единственным исключением в данном случае являются МФЦ Санкт-Петербурга и Москвы. Предъявить туда пакет документов разрешается в ситуациях, когда в этих населенных пунктах родился новорожденный ребенок или хотя бы один из родителей имеет в них прописку. Затем Вам необходимо связаться со специалистом отдела по указанному номеру телефона и записаться на прием в удобное время. Если такой возможности нет, вам нужно будет подойти в МФЦ и получить талон в очереди к менеджеру или в специальном автомате самообслуживания.
Оформить и подать заявление о выдаче свидетельства и регистрации ребенка необходимо в течение 30 дней после его рождения. В случае просрочки родители не будут нести административную ответственность, однако получение этого документа необходимо для оформления материнского капитала, ряда льгот, СНИЛС, постановки ребенка на очередь в детский сад.
Какие документы нужны для получения свидетельства
Для оформления свидетельства о рождении потребуется минимальный пакет документов. В МФЦ подаются точно такие же документы, как и в ЗАГС:
- Паспорт одного или обоих родителей. Паспорт 1 родителя предъявляется только в таких ситуациях, если у ребенка только 1 родитель. Например, если заявление подает мать-одиночка. В этом случае ребенок автоматически получает фамилию матери.
- Свидетельство о браке. В противном случае необходимо представить решение суда об отцовстве или подтверждение усыновления ребенка.
- Помощь роддома. Если рождение ребенка произошло где-то еще или дома, то необходимо предоставить справку от специалиста, родившегося вне лечебного учреждения.
При суррогатном материнстве также потребуется официальное согласие гражданина, вынашивающего ребенка. Это необходимо для того, чтобы предполагаемые родители попали в пункт «Биологические родители».
Сроки и стоимость
Средний срок изготовления нового или утерянного сертификата составляет 7-10 дней. Точные сроки изготовления бумаги зависят от того, в какие сроки будет доставлен пакет документов, ведь многофункциональный центр в таких ситуациях является не специальной организацией, а посредником между заявителем и сразу несколькими ведомствами, т.е. МФЦ не занимается самостоятельным выпуском газет. Первая регистрация свидетельства о рождении для лиц с российским гражданством осуществляется бесплатно. Если свидетельство о рождении было утеряно, заявитель должен оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей. Оплатить комиссию можно в отделении банковского учреждения, с помощью системы онлайн-платежей, у специалиста или в терминале самообслуживания многофункционального центра.
Получить услугу через портал Госуслуги
Если по месту рождения ребенка нет филиала МФЦ, детское удостоверение можно получить через портал Госуслуг. Это доступно зарегистрированным пользователям, имеющим личный кабинет на сайте. Однако этот способ предполагает посещение ЗАГСа. С помощью этого интернет-портала можно лишь предоставить необходимый пакет документов и оплатить государственную пошлину. После подачи документов необходимо лично явиться в ЗАГС. Преимуществами получения госуслуг онлайн являются: скорость оформления, удобная работа сайта (24/7) и необходимость разового посещения отделения. Если у вас возникли проблемы после подачи документов (оплата госпошлины, сканирование документов и т.д.), можно обратиться за помощью в службу поддержки онлайн-ресурса. Это более.
Особенности оформления документации через МФЦ
Заявление, отправленное в МФЦ вместе с другими сертификатами, можно заранее загрузить на ПК и заполнить. При этом документ можно заполнить не только в письменной, но и в электронной форме. Если такой возможности нет, то эту процедуру можно сделать прямо в офисе МФЦ. После составления заявки специалист проверит ее правильность и соответствие стандартам, а также изучит представленный пакет справок, включая дубликаты и копии.
Если заявитель допустил пунктуационные или грамматические ошибки при написании заявления, то срок выдачи свидетельства о рождении может быть перенесен.
Если сотрудник многофункционального центра принимает заполненное заявление и пакет документов, он должен выдать расписку. В этом документе указано, что документы приняты, а также указаны даты, когда заявитель может прийти и получить свидетельство о рождении ребенка в МФЦ. В большинстве случаев процедура оформления и выдачи нового документа занимает около 7 рабочих дней. Стадию подготовки можно проверить, позвонив в МФЦ и сообщив сотруднику организации свой регистрационный номер, который указан в справке. Это также можно сделать через Интернет. Для этого на официальном сайте многофункционального центра необходимо ввести регистрационный номер сертификата в соответствующую графу и нажать на виртуальную кнопку».
При возникновении проблем с получением сертификата необходимо уточнить этот момент у представителей МФЦ, которые должны мотивировать отказ или задержку производства. При отсутствии мотивированных причин и их несоответствии нормативно-правовой базе заявитель вправе обжаловать процедуру и направить дело на дополнительное рассмотрение в прокуратуру.
Как восстановить свидетельство о рождении, если оно потерялось
Граждане РФ сами несут ответственность за сохранность и состояние собственных документов. Но иногда документы теряются. Если вы потеряли свидетельство о рождении, вы можете получить новое, обратившись в МФЦ. Если его владелец еще не достиг 14-летнего возраста, его опекунам или родителям будет выдан дубликат. После достижения 14 лет подросток сам может составить и подать заявление о восстановлении удостоверения. Для восстановления утерянного сертификата необходимо обратиться в отделение МФЦ, в котором он был выдан. При личном посещении и уплате госпошлины (350 руб.) дубликат может быть выдан в тот же день. Если владелец живет далеко от МФЦ, можно подать заявку на регистрацию и сделать дубликат онлайн. В таком случае.
В случае утери выдается свидетельство о рождении с указанием, что оно является дубликатом. После получения дубликата оригинал уже недействителен.
Зачем может понадобиться свидетельство о рождении детям и взрослым
Наличие этого свидетельства обязательно в самых разных ситуациях:
- Для ребенка — получение гражданства, регистрация по месту жительства, получение полиса обязательного медицинского страхования, СНИЛС, ИНН, медицинское обслуживание, устройство в учреждения образования, при выезде за границу.
- Взрослым – для замены паспорта, подтверждения родственных связей (например, при оформлении наследства, заключении договора дарения), оформления пенсии, а также, при необходимости, установления девичьей фамилии.
- Взрослым потребуется документ на детей при оформлении пособий и пособий, причитающихся в связи с материнством (например, справка о материнском капитале, пособие по уходу до полутора лет, справки на многодетность) при декларировании доходов сотрудников по налогу на прибыль ребенок.
Когда может понадобиться копия свидетельства о рождении, и какая документация потребуется для ее получения
В некоторых ситуациях необходимо сделать дубликат свидетельства о рождении, который можно оформить в МФЦ. Наиболее распространенные причины включают в себя:
- потеря бумажной версии
- его порча, порча формы, невозможность прочтения текста или различения серии и номера. Здесь также стоит отметить, что согласно последней редакции Закона N 183-ФЗ от 12 ноября 2012 года восстанавливается и ламинированная форма. Почему нельзя защитить документ от порчи таким способом? Хотя прямого запрета на ламинирование нет, покрытие бумаги защитной пленкой делает невозможным нанесение на нее дополнительной маркировки, например при получении гражданства.
- установить недостоверность содержащихся в нем сведений. Недостоверность сведений может быть следствием ошибки сотрудника ЗАГСа. Другой причиной является изменение фамилии, имени или отчества при усыновлении, установлении отцовства или изменение данных о родителях при лишении родительских прав.
Для восстановления свидетельства о рождении взрослого через МФЦ необходимо предоставить:
- паспорт гражданина Российской Федерации,
- квитанция об уплате государственной пошлины (или документы, подтверждающие право на получение налоговых льгот). Размер пошлины в этом случае составит 350 рублей.
- заполнить заявку (форма 18),
- пришедший в негодность оригинал (если таковой имеется).
Для восстановления утерянного документа гражданам до 14 лет потребуются:
- паспорта родителей (или только одного из них, для неполных семей);
- документ о регистрации брака (для официально зарегистрированных отношений);
- полное приложение;
- квитанция об оплате госпошлины;
- пришедший в негодность оригинал (если таковой имеется).
В случае изменения сведений, содержащихся в свидетельстве о рождении ребенка, в дополнение к вышеперечисленному от Вас потребуется предоставить:
- решение суда об усыновлении или установлении отцовства;
- решение органов опеки и попечительства об изменении персональных данных;
- приговор суда о лишении родительских прав.
Если в документе о рождении есть ошибка, необходимо иметь:
- оригинал, подлежащий замене;
- паспорт заявителя;
- квитанция об уплате пошлины, если ошибка допущена заявителем. Однако если сотрудник ЗАГС допустил ошибку, выдача дубликата будет бесплатной;
- документальное подтверждение факта опечатки. Это могут быть паспорта родителей (если допущена ошибка в фамилии или отчестве), справка из медицинской организации (если неверно указаны дата или место рождения).
Восстановление документа на умершего родственника
При регистрации наследства родственников часто просят предъявить свидетельство о рождении умершего. Но что делать, если прошло много времени, и вы его потеряли? Копию можно оформить в МФЦ. Список необходимых документов будет выглядеть следующим образом:
- паспорт заявителя;
- квитанция об оплате пошлины;
- заявление о выдаче повторного документа по установленной форме.
Кроме того, нужно собрать документы или их нотариально заверенные копии:
- подтвердить факт смерти;
- подтверждение родства с умершим. Это может быть свидетельство о рождении или браке, установление отцовства, решение суда об установлении факта родства, свидетельство об усыновлении (удочерении).
- удостоверяющие наследственные права заявителя: завещание, нотариальная справка об открытии наследственного дела, договор ренты, при получении наследства по факту совместного проживания — выписка из домовой книги о регистрации на территории умершего.
Получение свидетельства о рождении по доверенности
Согласно Гражданскому кодексу документ может быть составлен или изменен:
- взрослые и дети старше 14 лет;
- родители детей до 14 лет;
- органы опеки и попечительства;
- родственники умершего;
- законные представители (например, опекун инвалида или недееспособного лица).
В случае, если лицо не может лично обратиться за свидетельством о рождении или восстановить его (например, по болезни), оно может передать эти полномочия другому лицу. При этом к типовому перечню документации должны быть приложены выданная нотариусом доверенность с указанием соответствующих доверенностей и паспорт лица, на имя которого выдана доверенность.
Регистрация детей иностранных граждан
В случае рождения ребенка у иностранных граждан, проживающих в России, для получения свидетельства о рождении необходимо представить:
- больничная справка;
- паспорта отца и матери, а также их нотариальный перевод;
- документальное подтверждение регистрации брака (при наличии);
- от них также могут потребовать подтверждения легальности пребывания в стране: предоставить миграционную карту, патент и т.д.
Отсутствие регистрации на территории РФ не является основанием для отказа в выдаче документации. Однако иностранные заявители должны обращаться непосредственно в ЗАГС для получения свидетельства о рождении.